Волонтеры СмолГУ: отчет о проделанной работе

Мы думали, волонтерство – это очень сложно. Но так втянулись, что сложностей уже не замечали. Поездки… Встречи… Знакомства… И масса впечатлений.

В этом семестре свою волонтерскую деятельность мы начали с посещения Смоленской областной специальной библиотеки для слепых 28 февраля. В этом учреждении состоялся круглый стол «Повышение значимости библиотечных услуг посредством волонтерской деятельности». Среди присутствующих были и добровольцы, и те, кто нуждается в помощи. В ходе круглого стола были услышаны просьбы о помощи. Именно с этого события и началась наша студенческая волонтерская деятельность.

И уже 25 марта в саду Блонье прошло мероприятие для слабовидящих. Мы стояли на станциях и задавали участникам различные вопросы. Затем для присутствующих провели небольшую экскурсию по саду, рассказали о некоторых исторических сведениях. Оказалось, что смоляне не знают даже об историческом центре нашего города. Поэтому такая экскурсия была полезна для смолян и особенно для тех, кто приехал сюда из других городов.

Затем мы посетили МБДОУ «Детский сад № 3» 4 апреля. У всех детей, которые там находятся, различные заболевания. Из-за отсутствия медицинских справок нас к ним не пустили. Поэтому нам дали лопаты и поручили разбросать снег, чтобы он быстрее растаял. Мы договорились о посещении детей после того, как предоставим справки.

 

Мы взяли интервью у Юлии Беляевой, которая преодолела все препятствия и теперь может посещать детский сад:

«Я хожу в детский сад раз в неделю уже больше месяца, чаще его посещать не получается. Всего в двух группах я занимаюсь с детьми. Эти дети не такие тяжелобольные. У них синдром Дауна, но там есть случаи сложнее. Обычно я приезжаю после тихого часа. Я их кормлю, одеваю. Если погода хорошая, то мы идем на площадку гулять, играем с ними. Многие дети, например, любят музыкальные игрушки и не расстаются с ними, некоторые раскладывают кубики.

Главное – следить за детьми, чтобы они не оказались в опасной ситуации. Особенно на улице, потому что там и горки, и качели, с которых они могут упасть. Ведь нельзя просто сказать ребенку: «Стой! Сиди!». Они этого не понимают. Такие дети только на первый взгляд кажутся странными, но они  просто не такие, как большинство. От них всегда идет какая-то волна позитива.

Да, мне бывает тяжело, но только из-за того, что их очень жалко. Несправедливо, что они вынуждены жить с такими заболеваниями. Несмотря на это, я получаю положительные эмоции. Я постоянно улыбаюсь рядом с ними. Если настроение у меня было плохое, то после занятий оно поднимается.

Но все дети разные. Есть спокойные детки, которые меня слушают и понимают. Многие капризничают, а есть дети даже агрессивные. Мы гуляли с ними, на прогулке все было нормально, уже заходили в помещение. И тут один мальчик просто изменился до неузнаваемости. Я видела, как он начал драться с воспитателем, рыдал, не мог успокоиться.

На самом деле все дети ко мне расположены. Я прихожу, они ко мне тянутся, улыбаются. Даже не хотят меня отпускать и уходить. Постоянно берут меня за руку и ведут куда-то, дают мне игрушки и играют со мной, разговаривают. Правда, у всех детей речевые дефекты. Но они все равно говорят со мной, смеются.

В саду есть мальчик Саша, ему 8 лет. И в следующем году он пойдет в школу, причем в обычную, общеобразовательную. Он довольно развитый мальчик. В первый день я принесла пластилин, и он делал разные поделки. Даже я такие сделать не смогу, так хорошо у него развита мелкая моторика. Он знает цифры и писать уже умеет. У него есть отклонения, но родители с ним упорно занимаются. И это замечательно!»

Подробнее мы хотели бы остановится на недавних мероприятиях.

7 мая мы отправились в Областной онкологический диспансер Хоспис, чтобы показать пациентам небольшой концерт, состоящий из песен и стихотворений. В преддверии 9 мая мы решили устроить для людей праздник.

Нас радушно встретила главный врач Анна Геннадьевна Анисимова и сообщила, что нам предоставлены четыре палаты. Нам не доводилось раньше общаться с тяжелобольными людьми, тем более посещать онкобольных.

Честно говоря, мы боялись, но взглянув на женщин в первой палате, мы увидели на их лицах улыбки, они ждали нас и явно были рады нашему приходу. Эмоции били через край на протяжении всего времени нашего нахождения там. На глаза постоянно наворачивались слезы.

В каждой палате нас тепло встречали и благодарили за концерт. На прощание мы пожелали всем здоровья, веры в себя и надежды на улучшение. После чего мы обнялись с каждой из пациенток. Это был очень трогательный момент!

Выходя из палаты, мы уже тогда решили, что обязательно ещё вернемся, чтобы снова взглянуть на этих людей и дать им понять, что, помимо их родных и близких,  есть ещё в этом мире те, кому они небезразличны.

Также запомнилась нам недавняя поездка в Краснинскую школу-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями, которую мы посетили 10 мая. К детям отправились более 30 студентов с разных курсов и направлений филологического факультета. С нами ездила Татьяна Владимировна Богданова, которая организовала поездку.

Наша большая компания должна была разделиться на три группы: одни будут стоять на станциях и давать разные задания детям, другие их сопровождать, третья группа – облагораживать территорию.

Мы решили сопровождать детей. Наша команда состояла из пяти ребят, которые оказались очень веселыми. Мы проходили разные станции, играли в «ручеек» и постоянно смеялись. Кстати, Витя – один из мальчиков в нашей команде – сказал, что мы не знаем, как играть в эту игру, потому что уже слишком стары для нее. Было забавно!

Хочу отметить, что хотя эта школа для детей с ограниченными возможностями, дети почти не отличались от обычных. Но в «ручейке» я выбрала девочку, которая вообще ничего не видела, она просто смотрела вниз, а я говорила ей насколько близко можно подойти к стоящим впереди. Сначала было сложно объяснять это, но рядом была женщина, которая помогала и мне, и ей.

Мы расстались с ребятами на время обеда и подвели итоги соревнований. Невозможно было кого-то обидеть и пришлось объявить, что победила дружба. Всем детям подарили игрушки, делали фотографии на память.

Затем ребята пошли кушать, а для студентов организовали небольшую экскурсию. Мы зашли в несколько классов, где нам показали, как дети здесь учатся, их поделки и специальные книги с шрифтом Брайля.

Затем всех детей позвали в актовый зал, где состоялся импровизированный концерт. На прощание спели «Изгиб гитары желтой…». Было очень грустно от того, что мы уезжаем.

Студенты и дети обменялись контактами, чтобы в дальнейшем продолжить дружеское общение. Думаю, эта поездка запомнится нам надолго. Надеемся на то, что еще раз посетим эту школу-интернат.

23 мая в СмолГУ волонтёры показывали свои проекты, которые оценивали жюри и активисты. Всего 6 девушек смогли показать свои идеи. Мы поддержали Юлию Нестерову, студентку 1 курса филологического факультета, кафедры русского и литературы, которая показала технологию сопровождения слепого человека. Юлия предложила идею, которая уже воплощена в жизнь – помощь в сопровождении слепых. Волонтёры реализуют данный проект от ГКУК «Смоленская областная специальная библиотека для слепых». За представленный проект Юлия получила 3 место. Она вошла в тройку лидеров, получила призовое место, и это справедливо, ведь проект уже реализуется.

Все проекты заинтересовали членов жюри, они увидели, что волонтёры действительно хотели бы воплотить их в жизнь. Например, одна из студенток предложила игровую комнату для детей дошкольного возраста, которая будет находиться в учебных заведениях. Она показала, что этот проект на данный момент уже осуществляется, на фотографиях был представлен обзор игровой комнаты. Туда будут приходить волонтёры и заниматься с детьми развивающими играми. В этот день были представлены также и другие проекты. Но только от самих волонтёров, участвующих в этом полезном конкурсе, зависит дальнейшая их судьба.

С 28 апреля по 11 мая несколько студентов СмолГУ ездили в «Шередарь». Этот лагерь помогает ребенку перестать быть заложником болезни и открывает двери в новую жизнь. Они проводят реабилитационные смены для детей и подростков, перенесших рак, а также для их братьев и сестер.

Волонтеры приезжают туда в первый день смены, и для них в течение нескольких дней проводят тренинги. Им показывают, как нужно вести себя с детьми в той или иной ситуации, как с ними общаться и тому подобное. А позже приезжают дети и за неделю проходят курс реабилитации.

В лагере есть шери – это волонтеры, которые непосредственно следят за определенной группой детей, и мастера–добровольцы, которые учат детей какой-то деятельности, например, рисованию, танцам.

Нам дала интервью Ирина Батурова, студентка 1 курса филологического факультета, кафедры литературы и журналистики, которая приняла участие в этом проекте:

«Я ездила в «Шередарь» в роли мастера. Мне очень понравилась эта программа. Рада, что пришлось стать именно мастером, потому что я видела всех детей, все проходили через мою мастерскую, которую я вела вместе с другой участницей-волонтером – это намного легче, чем работать одной.

Я вела мастерскую по коллажам. Поскольку тематика смены «На дне морском», у меня была идея сделать большую рыбу, вырезать ее из маленьких кусочков бумаги, по количеству детей. В группах было по 10 ребят. Для каждого был отдельный кусочек, который ребенок раскрашивал, наклеивал морских обитателей, которых он сам же вырезал из цветного картона. Все это украшалось бусинами, нитками. У каждого ребенка получалось маленькое море. И потом дети собирали это в один коллаж, который получался в виде огромной рыбы. Это была моя первая мастерская.

И вторая была по шокобоксам. Мы с детьми делали из бумаги коробки для конфет, вырезали фантики и оборачивали ими конфеты, клали в коробочки. Тоже украшали их, и получались сувениры.

В основном волонтерами туда приезжали студенты старших курсов. Средний возраст добровольцев – 23-24 года. Но также были и взрослые люди, которым нравится заниматься волонтерством. Но были и совсем юные ребята. Одной девочке было 19, но она еще училась в школе.

Я подружилась с другими мастерами. Мы повсюду ходили компанией, устраивали вечерние посиделки.

Мы не только вели мастерские, которые дети посещали по четыре в день, но и устраивали вечерние мероприятия, концерты, дискотеки, посиделки у костра. Каждый день у детей были тематические праздники.

Когда мы туда только приехали, нам говорили, чтобы мы рассчитывали на большую смену из 100 детей, хотя в основном их приезжает около 80, чтобы было 8 команд по 10 человек. В итоге приехали 82 ребенка. Дети вели себя хорошо, слушались. Были капризные, но их быстро успокаивали, занимая творчеством. Каждый ребенок успевал делать все необходимое в мастерской.

Мне кажется, что такие смены очень нужны. Они полезны для детей, потому что это помогает им развиваться. Ребята видят какие-то воплощенные интересные идеи, могут повторять их дома. Им нравится в «Шередаре». Хорошо, что есть такое место.

Было здорово, когда мы приходили кушать в кафе и дети нас узнавали, подбегали, выкрикивая наши имена, обнимались. Это выглядело очень мило!»

Таким образом, за этот семестр мы познакомились с самыми разными людьми, детьми и пожилыми людьми, здоровыми и с ограниченными возможностями, сумев оказать им помощь. Волонтерство – это ценный опыт, который можно приобретать независимо от того, сколько тебе лет, кем ты работаешь и сколько у тебя денег в кармане. Многие удивляются тому, что люди становятся добровольцами, ведь это трата собственного времени, притом что ты не получаешь денег. Да, денег мы не получаем, но взамен люди дарят нам тепло и доброту. Чувствуешь какое-то удовлетворение от помощи другим людям. Если мы занимаемся этим бесплатно и без всякого принуждения, значит, мы действительно испытываем положительные эмоции от этого и получаем что-то взамен.

Всем тем, кто задумывается, нужно ли становится волонтером, мы можем с уверенностью ответить, что эти добрые поступки стоят времени и усилий.

Можно с гордостью заявить: у нас в университете активные студенты, которые готовы помочь любым учреждениям, которые просят о помощи. И отдельно хочется поблагодарить Татьяну Владимировну Богданову, которая организовывает все мероприятия и ищет новых открытых людей, готовых помогать.

 

Анастасия Красилова

Анна Казанова

 
Журнал ИзвестияСистема дистанционного обучения СмолГУМеждународный отделСтуденческое ТВ СмолГУОбразовательные интернет-ресурсыСоциально-психологический центрСетевая академия CISCOОбразовательный центр AppleРосатомАнтитеррорГранты ПрезидентаШкола одаренные детигосуслугиНаучно-образовательный центрОбщественная приемнаяВсероссийский географический диктант – 2018Фестиваль науки
Министерство науки и высшего образованияРособрнадзорРоссийский союз ректоров

214000, г.Смоленск, ул. Пржевальского, 4. Тел.: (4812) 700201, факс: (4812) 383157. E-mail:rectorat@smolgu.ru

Сайт использует файлы cookie. Продолжая просмотр сайта вы соглашаетесь с использованием файлов cookie