ВЛИЯНИЕ БАРЬЕРНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КАРКАСА ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ЮГО-ЗАПАДА МОСКВЫ)

Title

Impact of barriers on formation and development of urban transport network

(case of South-West Moscow)

Автор(ы)

Г.Г. Камкин

Author(s)

G.G. Kamkin

DOI

10.5922/1994-5280-2020-4-6

Страницы/Pages

72-81

Статья

Загрузить

Ключевые слова

барьерность, магистрали, функции барьеров, транспортный каркас, барьерный ярус, городская среда.

Keywords

barrier effect, main roads, barrier functions, transport frame, urban environment.

Аннотация

Статья посвящена анализу городских магистралей-барьеров (на примере юго-запада Москвы) – крупнейших автомобильных и железнодорожных магистралей, для которых характерно сочетание высокого уровня контактной и барьерной функций. Выделены три их ключевых функции: ограничительная, стабилизирующая, функция роста неравномерности и неравновесности. Выявлены основные транспортно-пересадочные узлы, на основании которых барьеры-магистрали разделены по степени контактности (барьерности) на три категории. Показано, что, как правило, чем больше пространственный размер магистрали-барьера, тем больше у него объем транспортного потока, однако, есть много исключений. На юго-западе Москвы при относительно равномерном расселении ключевую роль в преодолении барьерности играет размещение станций метрополитена. На менее значимых магистралях роль станций метрополитена в преодолении барьерности особенно велика. На некоторых территориях магистрали-барьеры формируют барьерные топологические ярусы. Ключевой особенностью юго-запада Москвы является наличие двух барьерных ярусов. Внутри первого барьерного яруса находятся объекты, маркирующие его как особую городскую территорию. Характерной частью первого яруса является приближение к периферии в районе смыкания Ленинского проспекта и проспекта Вернадского. Второй барьерный ярус невелик и включает в себя территории между Черемушкинским рынком и Профсоюзной улицей. Существующая система магистралей-барьеров была сформирована к моменту оформления в 1968–1970 гг. юго-запада Москвы как единого целого и проявляется в настоящее время.

Abstract (summary)

The article is devoted to the analysis of urban “highways-barriers” (on the example of the South-West of Moscow) – the largest highways and railways, which are characterized by a combination of a high level of contact and barrier functions. Three of their key functions are identified: limiting, stabilizing, function of unevenness and no equilibrium growth. The main transport hubs have been identified on the basis of which highway barriers are divided according to the degree of contact (barrier) into three categories. It is shown that, as a rule, the larger the spatial size of the highway-barrier, the larger its volume of traffic flow, however, there are many exceptions. In the South-West of Moscow, with a relatively even settlement, the placement of metro stations plays a key role in overcoming the barrier. On less significant highways, the role of metro stations in overcoming the barrier is especially great. In some areas, highways-barriers form barrier topological tiers. A key feature of the South-West of Moscow is the presence of two barrier tiers. Inside the first barrier tier there are objects that mark it as a special urban area. A characteristic part of the first tier is the approach to the periphery in the area where Leninsky Prospekt and Vernadsky Prospekt meet. The second barrier tier is quite small and in- cludes the area between the Cheremushkinskiy market and Profsoyuznaya street. The existing system of highways-barriers was formed by the time of registration in 1968–1970. South-West of Moscow as a whole and manifests itself at the present time.

 

Список литературы

1.    Белокуров С.В. Математические модели оптимального управления транспортными сетями // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Сер.: Технические науки. 2007. № 3. С. 44–46.

2.    Каганский В.Л. Ландшафт Империя Россия // Междунар. журнал исследований культуры. 2013. № 2(11). С. 5–15.

3.    Каганский В.Л. Основные практики и парадигмы районирования. // Региональные исследования. 2003. № 1 (2). С. 17–30.

4.    Камкин Г.Г. Барьерность городской среды и ее количественная оценка. // Изв. РАН. Сер. геогр. 2020. № 1. С. 27–36.

5.    Камкин Г.Г. Барьерность в городской среде и локальный патриотизм // Балтийский регион: актуальные проблемы развития и преобразования природной и социокультурной среды: мат-лы Междунар. научн.-практ. конф. (22–23 ноября 2018 г.; Псков. гос. ун-т). Псков, 2018. С. 167–174.

6.    Камкин Г.Г. Сравнение барьерно-городских ареалов Казани и Нижнего Новгорода // Староосвоенные районы: генезис, исторические судьбы, современные тренды развития / Отв. ред. В.Н. Стрелецкий. М., 2019. С. 113–122.

7.    Караваев В.А. Городской ландшафт в представлении горожан и в нормативных документах: автореф. дисс. … канд. геогр. наук: 25.00.36, 25.00.24 / Ин-т географии РАН. М., 2007. 24 с.

8.    Карлова Е.В., Зюзин П.В. Локальные сообщества жителей в условиях транспортных городских барьеров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5: География. 2014. № 5. С. 36–41.

9.    Карлова Е.В., Харченко С.В. О связи географических границ городских вернакулярных районов с природными рубежами (на примере крупных городов Центральной России) // Региональные исследования. 2014. № 2 (44). С. 112–123.

10. Куричев Н.К., Куричева Е.К. Региональная дифференциация активности покупателей на первичном рынке жилья Московской агломерации // Региональные исследования. 2018. № 1 (59). С. 22–38.

11. Левинтов А.Е. Основные направления микрогеографии города (на примере Южного Измайлова Москвы). // Лабиринт. Журнал соц.-гуманит. исследований. 2016. № 5. С. 100–103.

12. Переверзева Н.В. Поведенческие мотивы как основа формирования центральной торговой зоны // Вестн. ТГАСУ. 2008. № 3. С. 47–52.

13. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера. Смоленск: Ойкумена, 2002. 336 с.

14. Родоман Б.Б. Территориальные ареалы и сети. Очерки теоретической географии. Смоленск: Ойкумена, 1999. 256 с.

15. Родоман Б.Б. Узловые районы. // Вопросы географии. Сб. 88: Теоретическая география / отв. ред. В.М. Гохман, Ю.Г. Саушкин. М.: Мысль, 1971. С. 97–118.

16. Родоман Б.Б. Эволюция моноцентрических транспортных сетей // Изв. РАН. Сер. геогр. 1994. № 3. С. 14–23.

17. Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск: Универсум, 2006. 382 с.

18. Тархов С.А. История московского трамвая. М., 1999. 365с.

19. Тархов С.А. Типы взаимодействия транспортных путей с линейными препятствиями // Географические границы / под ред. Б.Б. Родомана, Б.М. Эккеля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 73–80.

20. Шувалов В.Е. Барьерная и связующая функции административных границ и их роль в территориальной организации производства и расселения // Территориальная организация производства и проблемы расселения. Свердловск, 1981. С. 32–40.

21. Эм П.П. Развитие системы центральных мест Московского столичного региона в постсоветский период // Региональные исследования. 2018. № 4 (62). С. 75–83.

 

References

1.    Belokurov S.V. Mathematical models of optimal transport network management. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskiy region. Seriya: Tehnicheskie nauki2007, no. 3, pp. 44–46. (In Russ.).

2.    Kaganskiy V.L. Lanscape Empire Russia. Mezhdunarodniy zhurnal issledovaniy kul’tury2013, no. 2 (11), pp. 5–15. (In Russ.).

3.    Kaganskiy V.L. Main practices and paradigms of regionalization. Regional’nye issledovaniya, 2003, no. 1 (2), pp. 17–30. (In Russ.).

4.    Kamkin G.G. Barrier function of urban habitat and its quantitative assessment. Izvestiya RAN. Seriya geographicheskaya, 2020, no. 1, pp. 27–36. (In Russ.).

5.    Kamkin G.G. Barrier function of urban habitat and local patriotism. In: Baltiyskiy region: aktual’nye problemy razvitiya i preobrazovaniya prirodnoy i kulturnoy sredy: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pskovckij gosudarstvennyj universitet, 22–23 noyabrya 2018. [The Baltic region: actual problems of development and transformation of the natural and socio- cultural environment: materials of the International scientific and practical conference. Pskov State University, 22-23 November 2018]. Pskov, 2018, pp. 167–174. (In Russ.).

6.    Kamkin G.G. Comparison of barrier-urban areas of Kazan and Nizhny Novgorod. In: Staroosvoennye rayony: genesis, istoricheskie sud’by, sovremennye trendy razvitiya [Old-developed areas: Genesis, historical destinies, modern trends of development]. Streletskiy V.N., eds. Moscow, 2019, pp. 113–122. (In Russ.).

7.    Karavaev V.V. Gorodskoj landshaft v predstavlenii gorozhan i v normativnyh dokumentah [Urban areas in the representation of citizens and in regulatory documents]. PhD thesis in Geography, Moscow, 2007. 24 p. (In Russ.).

8.    Karlova E.V., Zyuzin P.V. Local communities of residents in the conditions of urban transport barriers. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5: geografiya2014, no. 5, pp. 36–41. (In Russ.).

9.    Karlova E.V., Kharchenko S.V. On relations of geographical boundaries of the urban vernacular regions and natural barriers (case study of big cities of the Central Russia) Regional’nye issledovaniya, 2014, no. 3, pp. 112–123. (In Russ.).

10.  Kurichev N.K., Kuricheva E.K. Regional differentiation of buyer’s activityon the primary housing market of Moscow agglomeration. Regional’nye issledovaniya2018, no. 1 (59), pp. 22–38. (In Russ.).

11.  Levintov A.E. The Main directions of microgeography of the city (on the example of the Southern Izmailovo of Moscow). Labirint. Zhurnal sotsial’no-gumanitarnyh issledovaniy, 2016, no. 5, pp. 100–103. (In Russ.).

12.  Pereverzeva N.V. Behavioral motives as the basis for the formation of the Central trade zone. Vestnik TGASU, 2008, no. 3, pp. 47–52. (In Russ.).

13.  Rodoman B.B. Polyarizovannaya biosfera [Polarized biosphere]. Smolensk: Oikumena Publ., 2002. 336 p. (In Russ.).

14.  Rodoman B.B. Territorial’nye arealy i seti. Ocherki teoreticheskoj geografii [Territorial areas and networks. Essays of theoretical geography]. Smolensk: Oikumena Publ., 1999. 256 p. (In Russ.).

15.  Rodoman B.B. Nodal districts. In: Voprosy geografii. Sbornik 88: Teoreticheskaya geografiya [Problems of Geography. Collection 88: Theoretical geography]. Gokhman V.M., Saushkin Yu.G., eds. Moscow: Mysl Publ., 1971, pp. 97–118. (In Russ.).

16.  Rodoman B. B. Evolution of monocentric transport networks. Izvestiya RAN. Seriyageographicheskaya, 1994, no. 3, pp. 14–23. (In Russ.).

17.  Tarkhov S.A. Evolyucionnaya morfologiya transportnyh setej [Evolutionary morphology of transport networks]. Smolensk: Universum Publ., 2006. 386 pp. (In Russ.).

18.  Tarkhov S.A. Istoriya moskovskogo tramvaya [History of the Moscow tram]. Moscow. Mosgortrans Publ., 1999. 365 pp. (In Russ.).

19.  Tarkhov S.A. Types of interaction of transport routes with linear obstacles. In: Geograficheskie granicy [Geographical boundaries]. Rodoman B.B., Eckel B.M., eds. Moscow: Moscow University Publ., 1982, pp. 73–80. (In Russ.).

20.  Shuvalov V.E. Barrier and сonnecting functions of administrative borders and their role in the territorial organization of production and settlement. In: Territorial’nata organizatsiya proizvodstva i problemy rasseleniya [Territorial organization of production and problems of settlement]. Sverdlovsk, 1981, pp. 32–40. (In Russ.).

21.  Em P.P. Development of the system of Central places of the Moscow Metropolitan region in the post-Soviet period. Regional’nye issledovaniya, 2018, no. 4, pp. 75–83.