Кафедра педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии — одна из ведущих и старейших общеуниверситетских кафедр. Создана в 1919 году. Основатель — профессор Н.Д. Виноградов. В нынешнем веке кафедра претерпела ряд изменений. В ее состав вошли кафедры основ медицинских знаний и психологии, которой более 15 лет руководил заслуженный работник высшей школы РФ, доктор психологических наук, профессор Валерий Абрамович Сонин.
Долгое время на кафедре работали член-корреспондент АПН СССР, заслуженный учитель школы РСФСР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Александр Ерофеевич Кондратенков; член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры РСФСР, профессор Михаил Ефимович Стеклов, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Владимир Семёнович Селиванов.
Ключевыми научными направлениями кафедры педагогики и психологии являются: история педагогики и образования, теория и методика воспитания, исследование профессиональной идентичности педагога, проблемы ментальности и менталитета. Традиционным стало ежегодное проведение кафедрой международной научной конференции «Учитель и время», посвящённой памяти Александра Ерофеевича Кондратенкова, всероссийской конференции «Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии», международных научно-практических конференций «Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета», «Личность в пространстве и времени».
По профилю «Образовательный менеджмент» (магистратура) кафедра готовит менеджеров в сфере образования в условиях развития рыночной экономики, обеспечения соответствия квалификации руководителей образовательных организаций требованиям вводимого в действие профессионального стандарта.
На кафедре работает аспирантура. За последние годы защищено несколько диссертаций по истории образования Смоленщины.
КОНТАКТЫ
Руководитель: Врублёвская Елена Геннадьевна, заведующая кафедрой, доктор педагогических наук
Месторасположение: кабинет 9 зального корпуса
Телефон: 700-228
Электронная почта: pedagogik1@yandex.ru
Сотрудники
Врублевская Елена Геннадьевна
Врублевская Елена Геннадьевна
Заведующая кафедрой
Налётова Наталья Юрьевна
Преподаваемые дисциплины
- История педагогики
- Педагогика высшей школы
- Технологии обучения
- Основные концепции историко-педагогического процесса
Налётова Наталья Юрьевна
Профессор
Доктор педагогических наук
Образование, учёные степени и звания:
1996 – окончила специалитет: педагогический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «Педагогика и методика начального обучения»
2006 – присуждена учёная степень кандидата педагогических наук по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», тема диссертации «Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии»
2010 – окончила специалитет Московского государственного университета путей сообщения, специализация «Экономика и право»
2013 – присвоено ученое звание доцента
2014 – присуждена учёная степень доктора педагогических наук, тема диссертации «Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России»
2014 – избрана членом-корреспондентом Международной академии научно-педагогического образования
Дополнительное образование/повышение квалификации:
2016 – профессиональная переподготовка, специализация «Преподаватель высшей школы. Преподавание социальных и гуманитарных дисциплин в образовательных организациях высшего образования» (Российская открытая академия транспорта)
Стаж и опыт работы:
с 1995 – регент Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора
2000-2007 – преподаватель Смоленского межъепархиального православного духовного училища
2007-2017 – преподаватель, доцент, профессор смоленского филиала Московского государственного университета путей сообщения (МГУПС (МИИТ).
с 2017 – профессор кафедры педагогики и психологии Смоленского государственного университета
Профессиональные интересы: теология, история образования, краеведение
Анисимова Оксана Анатольевна
Преподаваемые дисциплины
- Психология
- Безопасность жизнедеятельности
Анисимова Оксана Анатольевна
Доцент
Кандидат психологических наук
Образование, учёные степени и звания:
1994 – окончила специалитет: естественно-географический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «География-биология», квалификация «Учитель географии и биологии»
2003 – окончила аспирантуру Московского психологического института Российской академии образования, специальность «Педагогическая психология»
2003 – присуждена учёная степень кандидата психологических наук, тема диссертации «Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя»
2006– присвоено ученое звание доцента
Дополнительное образование/повышение квалификации:
1996-1998 –профессиональная переподготовка СГПУ по программе «Психология, специальность 020400 - педагог-психолог».
2009 – стажировка в Учебно-инженерном центре по курсу «Психология и педагогика».
2010 – повышение квалификации ГОУВПО МПГУ по направлению «Современные технологии в образовании» по программе «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы».
2010-2011 – повышение квалификации по программе «Современные подходы к организации и руководству исследовательской работой студентов в многоуровневом профессиональном образовании».
2010-2012 – профессиональная переподготовка УРАО «Институт профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров» по программе «Инновационные технологии в клинической психологии».
2011-2012 –профессиональная переподготовка ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет» МЭИ по программе «Инновационный менеджмент».
2013-2014 – профессиональная переподготовка ФГНУ «ИСиО» РАО по программе «Государственное и муниципальное управление: инновационные и институциональные аспекты».
2015 – повышение квалификации по программе «Нейропсихологическое консультирование в образовании».
2015 – повышение квалификации ОГБОУ ВО СГИИ по программе «Реализация педагогических технологий в электронной информационной образовательной системе высшего учебного заведения».
2016 – повышение квалификации по программе «Система управления обучением Moodle».
2016-2017 – повышение квалификации ООУДО учебного центра«АСС» по программе «Безопасность жизнедеятельности».
2017 – повышение квалификации по программе «Актуальные психолого-педагогические проблемы реформы образования».
2019 – повышение квалификации по программе «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы».
2019 – повышение квалификации ФГБОУ ВО МГУТиУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ) по программе «Организация инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях высшего образования среднего профессионального образования и общеобразовательных школах».
2020 – профессиональная переподготовка ФГБОУВО СГУ по программе «Педагогическое образование. Основы безопасности жизнедеятельности».
2020 – повышение квалификации ФГБОУВО СГУ по программе «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle».
Стаж и опыт работы:
1988-1989 – старшая пионервожатая ПСШ.
1995-1999 – методист отделения повышения квалификации, преподаватель анатомии, психологии СБМК.
1999-2003 – ассистент кафедры психологии СГПУ.
2003 – доцент кафедры психологииСГПУ.
2005 – доцент кафедры психологии № 1 СмолГУ.
с 2014– доцент кафедры педагогики и психологии СмолГУ.
Профессиональные интересы: педагогическая психология, возрастная психология, клиническая психология, психофизиология, безопасность жизнедеятельности, психология здоровья, психология стресса, психология цвета.
Публикации и исследования
Богданова Татьяна Владимировна
Преподаваемые дисциплины
- Психология
- Психология воздействия и влияния
- Психолингвистика и теории коммуникации
Богданова Татьяна Владимировна
Доцент
Кандидат филологических наук
Образование, учёные степени и звания:
1985 – окончила с красным дипломом факультет русского языка и литературы Смоленского государственного педагогического института; ленинская стипендиатка
1988-1991 – аспирантура при Узбекском республиканском педагогическом институте русского языка и литературы
1992 – присуждена учёная степень кандидата филологических наук
1997 – присвоено ученое звание доцента
1998 – присуждена учёная степень PH Doctor of Philosophy (Philology)
Дополнительное образование/повышение квалификации:
2002 – окончила психологический факультет Ташкентского государственного педагогического университета им.Низами (специальность «Практический психолог»)
2014 – профессиональная переподготовка в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского по специальности «Судебная психологическая экспертиза»
2016-2021 гг. – аккредитована Министерством юстиции РФ на право проведения независимой антикоррупционной экспертизы
2016 – 2021 гг. – аккредитована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на право проведения независимой экспертизы продукции СМИ, аудиовизуальной продукции в любых видах и продукции сети Интернет
Стаж и опыт работы:
1985-1986 – учитель русского языка и литературы Дубровской восьмилетней школы Смоленской области
1986-1988 – преподаватель кафедры русского языка как иностранного в Высшей партийной школе (Ташкент, Узбекская ССР)
1988-1991 – аспирантка при Узбекском республиканском педагогическом институте русского языка и литературы
1992-2000 – преподаватель, доцент Ташкентского государственного университета мировых языков
2000 -2002 – доцент Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами
С 2002 – доцент кафедры психологии (далее педагогики и психологии) Смоленского государственного университета
Профессиональные интересы: психолингвистика, судебная психолингвистика.
Публикации и исследования
Кремень Сергей Анатольевич
Преподаваемые дисциплины
- Педагогика
- Профессиональная этика
Кремень Сергей Анатольевич
Доцент
Кандидат педагогических наук
Образование, учёные степени и звания:
1993 – окончил специалитет: исторический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «История и педагогика»
1997 – окончил аспирантуру: Смоленский государственный педагогический институт, специальность «Общая педагогика»
2000 – присуждена учёная степень кандидата педагогических наук, тема диссертации «Диагностическое изучение индивидуальных особенностей личности ,обеспечивающих эффективность профессионального самоопределения будущего учителя»
2003 – присвоено ученое звание доцента
Дополнительное образование/повышение квалификации:
1999 – повышение квалификации «Президентская программа стажировки молодых политиков и специалистов государственного управления из Российской Федерации» (Швеция),
1999 – повышение квалификации «Программа Библиотеки Конгресса и Американских советов по международному образованию (ACTR/ACCELS) «Открытый Мир» (США),
2003-2004 – повышение квалификации «Программа профессионального развития молодых преподавателей вузов (JFDP)» (США),
2004-2005 – повышение квалификации «Программа поддержки международного высшего образования (HESP)» (Венгрия),
2007 – научная стажировка «Американо-Российский Форум Экспертов (IREX)», (США),
2008 – курсы повышения квалификации «Системные изменения в вузе при переходе при переходе на многоуровневую систему обучения» (РГПУ, Санкт-Петербург),
2016 – профессиональная переподготовка «Педагогика социальной работы с семьей» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО», г. Москва),
2013 – курсы повышения квалификации «Современные образовательные технологии в деятельности преподавателя вуза» (НГУ, Новосибирск),
2017 – курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы нравственного воспитания школьников в контексте ФГОС ООО, НОО, СОО» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО», г. Москва),
2017 – курсы повышения квалификации «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы» (СмолГУ),
2020 – курсы повышения квалификации «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle» (СмолГУ).
Стаж и опыт работы:
1997-2001 – ассистент кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета
с 2001 года – доцент кафедры педагогики (с 2014 года – кафедра педагогики и психологии) Смоленского государственного педагогического университета(с 2005 года – СмолГУ)
2008-2012 – декан исторического факультета Смоленского государственного университета
2012 – директор Центра непрерывного образования Смоленского государственного университета
Профессиональные интересы: профессиональное развитие, непрерывное образование, история педагогики, карьерное консультирование, сравнительная педагогика.
Кузьмина Ксения Егоровна
Преподаваемые дисциплины
- Психология
- Экономическая психология
- Психология управления
- Психология конфликта
- Математические методы в психологии
- Психология межэтнического взаимодействия
- Педагогическая психология
- Социальная психология
- Психология педагогического взаимодействия
- Психология рекламы
- Юридическая психология
- Психолого-педагогическое сопровождение
Кузьмина Ксения Егоровна
Доцент
Кандидат психологических наук
Образование, учёные степени и звания:
1998 – специалитет: физико-математический факультет Смоленского государственного педагогического университета, специальность «Математика», квалификация «Учитель математики, информатики и вычислительной техники»
2000 – специалитет: психологический факультет Смоленского гуманитарного университета, специальность «Психология», квалификация «Психолог. Преподаватель»
2003 – аспирантура: Смоленский государственный педагогический университет, специальность «Педагогическая психология», тема диссертации «Влияние включенности в компьютерную деятельность на межличностные отношения в юношеском возрасте»
2003 – присуждена ученая степень кандидата психологических наук
2008 – присвоено ученое звание доцент по кафедре психологии.
Дополнительное образование / повышения квалификации:
2007 – курсы повышения квалификации «Управление качеством образования» (Московский государственный университет сервиса),
2012 – курсы повышения квалификации «Защита интеллектуальной собственности в информационно-образовательной среде вуза» (Вятский государственный университет),
2017 – курсы повышения квалификации «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы» (СмолГУ),
2017 – курсы повышения квалификации «Актуальные психолого-педагогические проблемы реформы образования» (СмолГУ),
2017 – курсы повышения квалификации «Члены КЧС и ОПБ организаций» (учебно-методический центр СОГБУ «Пожарно-спасательный центр»),
2020 – курсы повышения квалификации «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle» (СмолГУ)
Стаж и опыт работы:
1998–2003 – ассистент кафедры психологии СГПУ,
с 2003 – доцент кафедры психологии (с 2014– кафедра педагогики и психологии) СГПУ (с 2005 – СмолГУ),
с 2013 – заместитель декана по внеучебной работе физико-математического факультетаСмолГУ.
Профессиональные интересы: общая и экспериментальная психология, математические методы в психологии; экономическая психология, психология управления, психология межэтнических отношений; психологические и социально-психологические аспекты цифровизации (компьютеризации, информатизации), социально-психологические проблемы ментальности/менталитета.
Публикации и исследования
Морозикова Ирина Владиславовна
Преподаваемые дисциплины
- Психология
- Психология управления
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Психология делового общения
- Безопасность жизнедеятельности
Морозикова Ирина Владиславовна
Доцент
Кандидат психологических наук
Образование, учёные степени и звания:
1994 – окончила специалитет: художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «Учитель изобразительного искусства, черчения, труда»
2003 – окончила аспирантуру: Смоленский государственный педагогический институт, специальность «Педагогическая психология», тема диссертации «Сравнительные характеристики и структурная взаимосвязь художественных и педагогических способностей (на примере будущих учителей изобразительного искусства)»
2007 – присуждена учёная степень кандидата психологических наук
2018 – присвоено ученое звание доцента
Дополнительное образование/повышение квалификации:
2005 – курсы повышения квалификации по программе «Современные педагогические технологии» (Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена)
2009 – курсы повышения квалификации по программе «Актуальные вопросы модернизации высшего социально-гуманитарного образования в России» (Санкт-Петербургский государственный университет)
2010-2012 – курсы повышения квалификации по программе «Образовательный менеджмент» (СмолГУ)
2011 – курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к организации и руководству исследовательской работой студентов в многоуровневом профессиональном образовании» (СмолГУ)
2012 – курсы повышения квалификации по программе «Курс немецкого экономического языка» (FernUniversitаt, Институт изучения Европы, Хаген, Германия)
2014 – курсы повышения квалификации по программе «Гуманистическая психодрама» (Психотерапевтический институт Бергерхаузен, Германия)
2016 –стажировка по программе «Условия развития художественных способностей в системе подготовки будущего педагога» (лаборатория развития воспитания и социализации детей ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»)
2014, 2015, 2016, 2018 – курсы повышения квалификации «Экспертиза экзаменационных работ ЕГЭ обучающихся по обществознанию» (ГАУ ДПО СОИРО)
2017 – курсы повышения квалификации по программе «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы» (СмолГУ)
2017 – курсы повышения квалификации по программе «Учителя безопасности жизнедеятельности общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования» (учебно-методический центр СОГБУ «Пожарно-спасательный центр»)
2018 – курсы повышения квалификации по программе «Использование информационных технологий в инженерной, научной и административно-управленческой деятельности» (Ростовское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российская инженерная академия»)
2020 – курсы повышения квалификации по программе «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle» (СмолГУ)
Стаж и опыт работы:
1995-1998 – воспитатель ясли-сада Московской железной дороги г. Смоленска
2000-2007 – ассистент кафедры психологии Смоленского государственного педагогического университета
с 2007 – доцент кафедры педагогики и психологии Смоленского государственного университета
Профессиональные интересы: психология творчества, способностей, интеллекта, визуального воздействия, педагогическая психология, психолого-педагогическое сопровождение, психология управления, социально-психологические проблемы ментальности, гуманистическая психодрама.
Родионова Валерия Олеговна
Преподаваемые дисциплины
- Психология
- Арт-терапевтические технологии в профессиональной деятельности педагога-психолога
- Психология семейных отношений
Родионова Валерия Олеговна
Доцент
Кандидат психологических наук
Образование, учёные степени и звания:
1996 – окончила художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического института по специальности: «Черчение и изобразительное искусство»; присвоена квалификация: «Учитель черчения, изобразительного искусства и труда»
2001 – окончила очную аспирантуру Российского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, специальность: 19.00.07 – педагогическая психология, тема диссертации «Развитие способности к графической импровизации у младших школьников на уроках изобразительного искусства»
2008 – присуждена учёная степень кандидата психологических наук
Дополнительное образование/повышение квалификации:
2017 – повышение квалификации по программе «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы»,Смоленский государственный университет
2020 – повышение квалификации по программе «Система дистанционного обучения MOODLE»,Смоленский государственный университет
Стаж и опыт работы:
1996-1997– преподаватель-стажер кафедры психологии СГПИ
2001-2009 – ассистент кафедры психологии СГПУ (СмолГУ)
2009-2012– доцент кафедры психологии СмолГУ
2012-2014 – доцент кафедры психологии и основ медицинских знаний СмолГУ
с 2014 года – доцент кафедры педагогики и психологии СмолГУ
Профессиональные интересы: история психологии, психология развития, арт-терапия, психология художественного творчества.
Селиванова Людмила Николаевна
Преподаваемые дисциплины
- Педагогика
- Педагогика и психология
- Профессиональная этика
Селиванова Людмила Николаевна
Доцент
Кандидат педагогических наук
Образование, учёные степени и звания:
1985 – окончила специалитет: педагогический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина, специальность: «Педагогика и психология»
1991 – окончила аспирантуру: Смоленский государственный педагогический институт, специальность «Общая педагогика, история педагогики и образования», тема диссертации «Педагогические взгляды С.Л. Рубинштейна»
1999 – присуждена учёная степень кандидата педагогических наук
2002 – присвоено ученое звание доцента
Дополнительное образование/повышение квалификации:
2016 – повышение квалификации по дополнительной программе «Система управления обучением Moodle»(Смоленский государственный университет»)
2017 – повышение квалификации по дополнительной программе «Актуальные психолого-педагогические проблемы реформы образования» (Смоленский государственный университет»)
2017 – повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении для преподавателей региональных институтов повышения квалификации и институтов развития образования» (Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина)
2019 –повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Разработка и реализация программ дисциплин (модулей) по финансовой грамотности для студентов образовательных организаций высшего образования» («Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»)
2020 –повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle»«Смоленский государственный университет»
Стаж и опыт работы:
1979-1980 – учитель начальных классов Туровской средней школы Ряжского района Рязанской области
1985-1988, 1991- 1993 – ассистент кафедры педагогики СГПИ
1993-1999 – старший преподаватель кафедры педагогики СГПИ (СГПУ)
1999- 2001– доцент кафедры педагогики СГПУ
2001 - 2003 – старший научный сотрудник СГПУ
2003 -2004 – доцент кафедры педагогики СГПУ
2004-2014 – заведующий кафедрой педагогики СГПУ (СмолГУ)
с 2014 года –доцент кафедры педагогики и психологии СмолГУ
Профессиональные интересы: субъектная педагогика, педагогическое образование, педагогическая этика, теория и методика воспитания, педагогическая психология.
Тимакова Анна Юрьевна
Преподаваемые дисциплины
- Педагогика
- Социальная педагогика
- Конфликтология
- Педагогика и психология
- Корпоративная педагогика
- Развитие критического мышления
- Корпоративная культура
- Профессиональная этика
- Профессиональное самоопределение и карьера
- Управление образовательными системами
- Правовые и этические основы профессиональной деятельности
- Организация учебной и воспитательной деятельности обучающихся
Тимакова Анна Юрьевна
Доцент
Кандидат педагогических наук
Образование, учёные степени и звания:
1988 – окончила с отличием специалитет: естественно-географический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «Биология с дополнительной специальностью химия».
1991-1995 – обучение в аспирантуре Московского государственного педагогического института, факультет педагогики и психологии высшей школы, специальность «Общая педагогика, история педагогики и образования», тема диссертации «Формирование у студентов мотивационной направленности на творческую педагогическую деятельность»
2001 – присуждена учёная степень кандидата педагогических наук
2006 – присвоено ученое звание доцента
Дополнительное образование/повышение квалификации:
2006 – повышение квалификации по программе «Проблемы нормативно-правового обеспечения приема и зачисления в высшие учебные заведения, участия в эксперименте по введению Единого государственного экзамена» (Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский автомобильно-дорожный институт, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки)
2007 – повышение квалификации по программе «Дидактика высшей школы: организация самостоятельной работы студентов» (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)
2011 – повышение квалификации по программе «Менеджмент образовательного процесса вуза в условиях перехода на ФГОС третьего поколения» (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СПбГУЭФ)
2015 – повышение квалификации по программе «Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в новых семьях» (Московский городской педагогический университет)
2016 – повышение квалификации по программе «Система управления обучением Moodle» (Смоленский государственный университет)
2017 – повышение квалификации по программе «Актуальные психолого-педагогические проблемы реформы образования» (Смоленский государственный университет)
2018 – «Лингвокультурологический дискурс, межкультурная коммуникация, коммуникативные технологии» (Смоленский государственный университет)
2020 – повышение квалификации по программе «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle» (Смоленский государственный университет)
Стаж и опыт работы:
1988-1990 – учитель химии, средняя школа №13 г. Смоленска
1990-2001 – ассистент кафедры педагогики СГПИ/СГПУ
2001-2012 – заместитель декана факультета дополнительного образования СГПУ (с 2005 года – СмолГУ)
с 2001 – доцент кафедры педагогики и психологии СГПУ (с 2005 года – СмолГУ)
Профессиональные интересы: теория и методика обучения и воспитания, управление образовательными средами, корпоративная педагогика, корпоративная культура, социальная педагогика, конфликтология