Кафедра педагогики

 

Основное направление деятельности кафедры по подготовке бакалавров и магистров – психолого-педагогическое образование. Обучение по профилям «Дошкольное образование», «Психология и педагогика развития дошкольников», осуществляемое кафедрой, гарантирует возможность трудоустройства в государственные и частные дошкольные образовательные организации, детские развивающие центры, консалтинговые службы, перспективно в плане карьерного роста.

Научное направление кафедры – «Педагогика развития». Кафедра систематически проводит международные научно-практические конференции, активно участвует в обсуждении вопросов подготовки специалистов образовательной сферы с коллегами ближнего и дальнего зарубежья (Беларуси, Приднестровья, Болгарии, Польши).

Ежегодно выходит сборник научных трудов «Аксиологические проблемы педагогики» (размещение сборника в системе РИНЦ).

Преподаватели кафедры востребованы как лекторы курсов повышения квалификации разных категорий педагогических работников, как руководители инновационных проектов дошкольных образовательных учреждений Смоленска и области.

Установлена тесная связь с ветеранами педагогического труда. На базе музея Истории дошкольного воспитания проходят учебные занятия, круглые столы, дискуссии.

Функционирует Школа развития детей раннего и дошкольного возраста «Знайка» при СмолГУ, где обеспечивается педагогическое сопровождение личностного развития детей, осуществляется консультирование родителей. На базе школы проходят практические занятия со студентами.

 

Руководитель: Чепикова Лидия Владимировна, заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент.

Месторасположение: учебный корпус № 3, кабинет 212.

Телефон: 8 (4812) 700-246

Электронная почта: pedagogika-1@yandex.ru

 

 

Сотрудники кафедры

 

Чепикова Лидия Владимировна, заведующая кафедрой

 

Образование, учёные степени и звания:

1999 – психолого-педагогический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «Дошкольная педагогика и психология»;

2007 – присвоена учёная степень «кандидат педагогических наук» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, тема диссертации «Педагогические условия воспитания основ нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»;

2017 – присвоено учёное звание «доцент».

 

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2003 – программа «Менеджмент дошкольного образовательного учреждения», Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры и дополнительного образования «Институт культурных программ»;

2008 – программа «Системные изменения в вузе при переходе на многоуровневую систему обучения», ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;

2012 – программа «Подготовка специалистов к работе в экспертных группах», ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»;

2013 – программа «Коммуникативные компетенции преподавателя вуза», ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»;

2017 – программа «Система управления обучением Moodle», ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»;

2017 – программа «Подготовка кадров для работы в условиях реализации ФГОС ДО», ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», г. Москва;

2017 – программа «Национальная система квалификаций: основные понятия, организационная структура, процессы, независимая оценка квалификаций», АНО «Национальное агентство развития квалификаций», г. Москва;

2017 – программа «Актуальные психолого-педагогические проблемы реформы образования», ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»;

2017 – профессиональная переподготовка по программе «Менеджмент в сфере образования», АНО ВО «Институт непрерывного образования», г. Москва.

 

Стаж и опыт работы:

1986 – воспитатель яслей-сада «Аист»;

1991 – воспитатель яслей-сада № 128 Смоленского отделения Московской железной дороги;

1999 – методист Смоленского государственного института искусств;

2000 – заведующая детским садом № 128 на ст. Смоленск Московской железной дороги;

2002 – заведующая детским садом № 176 на ст. Смоленск Московской железной дороги;

2004 –  заведующая НДОУ «Детский сад № 57» ОАО «РЖД»;

2007 – старший преподаватель кафедры педагогики СмолГУ;

2008 – доцент кафедры педагогики СмолГУ;

2013 – заведующая кафедрой педагогики СмолГУ.

 

Профессиональные интересы: современные проблемы дошкольного образования, психолого-педагогические проблемы воспитания нравственной культуры у детей.

 

Преподаваемые дисциплины: Дошкольная педагогика, Нормативно-правовое обеспечение работы с детьми дошкольного возраста, Организация работы дошкольного образовательного учреждения, Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ, Образовательные программы для детей дошкольного возраста, Нравственное развитие современного дошкольника.

 

Публикации и исследования 

 

 

Бабурова Ирина Васильевна, профессор кафедры

 

Образование, учёные степени и звания:

1980 – физико-математический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «Математика»;

1997 – присвоена учёная степень «кандидат педагогических наук» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, тема диссертации «Подготовка учителя к формированию благоприятного социально-психологического климата в группе школьников»;

1998 – присвоено учёное звание «доцент по кафедре педагогики»;

2009 – присвоена учёная степень «доктор педагогических наук» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, тема диссертации «Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе».

 

Дополнительное образование/повышение квалификации:

1992 – стажировка на кафедре педагогики Московского педагогического государственного университета;

2006 – стажировка на кафедре педагогики Российского государственного педагогического университета;

2013 – программа «Методика преподавания правовых и гуманитарных дисциплин», Международный юридический университет, г. Москва;

2017 – программа «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы», ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет».

 

Стаж и опыт работы:

1980 – учитель математики средней школы;

1983 – ассистент кафедры педагогики СГПИ;

1994 – доцент кафедры педагогики СГПУ;

2010 – профессор кафедры педагогики СмолГУ;

2011 – профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы МосГУ;

С 2013 – профессор кафедры педагогики СмолГУ;

2010–2015 – член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при СмолГУ.

 

Профессиональные интересы: теория и технология воспитательной работы, педагогическая аксиология.

 

Преподаваемые дисциплины: педагогика, педагогическая аксиология.

 

Публикации и исследования 

 

 

Бутырская Елена Викторовна, доцент кафедры

 

Образование, учёные степени и звания:

2000 – факультет педагогики и методики начального образования СГПУ, специальность «Педагогика и методика начального образования»;

2004 – присвоена учёная степень «кандидат педагогических наук», по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, тема диссертации «Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

 

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2009 – программа «Современные средства оценивания результатов обучения», ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»;

2013 – программа «Коммуникативные компетенции преподавателя вуза», ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»;

2014 – программа «Разработка и апробация стандартов и программ для комплексной подготовки педагогических работников ДОУ с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Организация и психологическое сопровождение игры дошкольников», ГБОУ ВПО г. Москва «Московский городской психолого-педагогический университет»;

2017 – программа «Система управления обучением Moodle», ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»;

2017 – программа «Проектная деятельность учащихся и ИКТ в образовании, веб-квест», АНО ВО «Институт непрерывного образования».

 

Стаж и опыт работы:

2001– ассистент кафедры русского языка и методики преподавания начальных классов СГПУ;

2003– ассистент кафедры педагогики СГПУ;

2004 – доцент кафедры педагогики СГПУ;

2004–2006, 2009 – заместитель декана психолого-педагогического факультета СГПУ;

2014 – доцент кафедры педагогики СмолГУ.

 

Профессиональные интересы: педагогическая этика, дошкольная педагогика, организация и психологическое сопровождение игры дошкольников.

 

Преподаваемые дисциплины: Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса; Педагогика игры; Теория и методика социально-коммуникативного развитие; Теория и методика познавательного развития дошкольников; Профессиональная этика; психолого-педагогический практикум; Детские деятельности в образовательном процессе ДОУ; Организация образовательного процесса в ДОУ; Технологии моделирования в образовательном процессе ДОУ; ИКТ в дошкольном образовании.

 

Публикации и исследования 

 

 

Гримовская Людмила Михайловна, доцент кафедры

 

Образование, учёные степени и звания:

1991 – естественно-географический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «Биология и химия»;

2001 – присвоена учёная степень «кандидат педагогических наук» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, тема диссертации «Преемственность в экологическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»;

2003 – присвоено учёное звание «доцент».

 

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2004 – программа «Дидактика высшей школы: информационные и коммуникационные технологии», ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;

2006 – программа «Управление качеством образования в современном вузе», ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;

2014 – дополнительная профессиональная программа «Разработка и апробация стандартов и программ для комплексной подготовки педагогических работников ДОУ с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации. Организация образовательной работы с детьми раннего возраста», ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»;

2016 – программа «Система управления обучением Moodle», ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»;

2017 – программа «Актуальные психолого-педагогические проблемы реформы образования», ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»;

2017 – программа «Физическая культура и спорт: инклюзивное образование», АНО ВО «Институт непрерывного образования», г. Москва.

 

Стаж и опыт работы:

1993 – ассистент кафедры дошкольного воспитания СГПИ;

1996 – старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики СГПИ;

2001 – доцент кафедры педагогики СмолГУ;

2002 – заместитель декана психолого-педагогического факультета СмолГУ;

2005 – и.о. декана психолого-педагогического факультета СмолГУ;

2007 – заместитель декана психолого-педагогического факультета СмолГУ;

2014 – доцент кафедры педагогики СмолГУ;

2018 – заместитель декана психолого-педагогического факультета СмолГУ.

 

Профессиональные интересы: психолого-педагогические проблемы познавательного и социально-коммуникативного развития детей.

 

Преподаваемые дисциплины: Педагогическая антропология, Современные образовательные системы, Поликультурное образование, Теория и методика социально-коммуникативного развития дошкольников, Теория и методика познавательного развития дошкольников, Теория и методика физического развития дошкольников, Проектная деятельность в ДОО, Психолого-педагогические проблемы развития дошкольников, Развитие познавательных способностей у дошкольников.

 

Публикации и исследования 

 

 

Грюцева Надежда Ивановна, доцент кафедры педагогики

 

Образование, учёные степени и звания:

1983 – факультет начальных классов Смоленского государственного педагогического института, специальность «Педагогика и методика начального обучения»;

1992 – присвоена учёная степень «кандидат педагогических наук» по специальности 13.00.01 – теория и история педагогики, тема диссертации «Формирование у младших школьников умения применять знания в новой учебной ситуации»;

1995 – присвоено учёное звание «доцент».

 

 

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2004 – программа «Дидактика высшей школы: информационные и коммуникационные технологии», ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;

2009 – программа «Проектная культура преподавателя современного университета», ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;

2013 – программа «Современные средства оценивания профессиональных компетенций студентов» ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»;

2017 – программа «Система управления обучением Moodle», ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет».

 

 

Стаж и опыт работы:

1983 – учитель начальных классов средней школы;

1986 – ассистент кафедры педагогики начального обучения СГПИ;

1986 – аспирантура по специальности «Теория и история педагогики» НИИ УССР;

1991 – ассистент кафедры педагогики начального обучения СГПУ;

1993 – доцент кафедры педагогики начального обучения СГПУ;

1995– заведующая кафедрой педагогики начального обучения СГПУ;

2005 – доцент кафедры педагогики и эстетического воспитания СмолГУ;

2012 – доцент кафедры педагогики СмолГУ.

 

Профессиональные интересы: проблемы совершенствования образовательного процесса в дошкольной организации и в начальной школе.

 

Преподаваемые дисциплины: Методология и методы педагогических исследований, Мониторинг качества образования в ДОУ, Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, Педагогика, Проектирование и экспертиза образовательных систем.

 

Публикации и исследования

 

 

Дудникова Ольга Геннадьевна, доцент кафедры

 

Образование, учёные степени и звания:

1995 – факультет начальных классов Смоленского государственного педагогического института, специальность «Педагогика и методика начального обучения»;

2007 – присвоена учёная степень «кандидат педагогических наук» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, тема диссертации «Гуманистическая направленность педагогического наследия А.Е. Кондратенкова»;

2017 – присвоено учёное звание «доцент».

 

Дополнительное образование/ повышение квалификации:

2007 – программа «Дидактика высшей школы: организация самостоятельной работы студентов» ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;

2011 – программа «Современные средства оценивания результатов обучения» ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»;

2016 – программа «Коммуникативные технологии в рамках лингвокультурологического дискурса» ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»;

2016 – прохождение образовательного курса в рамках научно-практической конференции «Обеспечение качества дошкольного образования в условиях реализации требований ФГОС» АНО ВО «Московская педагогическая академия дошкольного образования»;

2017 – программа «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы» ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет».

 

Стаж и опыт работы:

1995 – учитель начальных классов гимназии эстетического профиля г. Смоленска;

2002 – лаборант кафедры литературы, теории и методики обучения СГПУ;

2006 – ассистент кафедры педагогики СмолГУ;

2007 – доцент кафедры педагогики СмолГУ.

 

Профессиональные интересы: история педагогики, семейная педагогика, образовательная деятельность дошкольников в условиях развивающего центра.

 

Преподаваемые дисциплины: Детская литература, Теория и методика речевого развития дошкольников, Теория и методика художественно-эстетического развития дошкольников, Семейная педагогика; Инновации в дошкольном образовании, Психолого-педагогическое обеспечение системы домашнего воспитания.

 

Публикации и исследования 

 

 

Самарин Дмитрий Вячеславович, доцент кафедры.

 

Образование, учёные степени и звания:

1988 – художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «Черчение, изобразительное искусство, труд»;

1998 – присвоена ученая степень «кандидат педагогических наук» по специальности 13.00.02 – теория и методика преподавания изобразительного искусства, тема диссертации «Формирование графических навыков у учащихся I – VII классов в процессе изображения орнамента»;

2006 – присвоено учёное звание «доцент».

 

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2013 – программа «Современные средства оценивания профессиональных компетенций студентов» ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»;

2017 – программа «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателей высшей школы» ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет».

 

Стаж и опыт работы:

1988 – учитель ИЗО и черчения в средней школе;

1990 – аспирантура по специальности «Методика преподавания изобразительного искусства» Общего образования институт  Минобразования РФ, г. Москва;

1993 – учитель ИЗО 1–3 классов средней школы;

1994 – методист кабинета эстетического  воспитания Смоленского областного ИУУ;

2000 – доцент кафедры педагогики СГПУ;

2017 –  доцент кафедры педагогики СмолГУ.

 

Профессиональные интересы: эстетика, художественная педагогика и психология искусства, культурогенные проблемы образования и психолого-педагогической мысли.

 

Преподаваемые дисциплины: Теория и методика художественно-эстетического развития дошкольников, Образовательная работа в разновозрастных группах, Основы педагогического мастерства, Формирование психологически комфортной и безопасной среды.

 

Публикации и исследования 

 

 

Чмелева Елена Викторовна, профессор кафедры, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

 

Образование, учёные степени и звания:

1980 – физико-математический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «Математика»;

1987 – присвоена учёная степень «кандидат педагогических наук» по специальности 13.00.01 – теория и история педагогики, тема диссертации «Воспитание ответственности у старшеклассников в процессе общественно-политической деятельности»;

1992 – присвоено учёное звание «доцент» по кафедре педагогики;

2011 – присвоена учёная степень «доктор педагогических наук» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, тема диссертации «Становление и развитие дошкольной педагогики в России конца XIX – начала XX вв.».

 

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2013 – программа «Многоязычие и межкультурная коммуникация в образовательном пространстве», Карлов университет, Прага (Чехия);

2016 – программа «Система управления обучением Moodle», ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет».

 

Стаж и опыт работы:

1980–1984 – учитель математики средней школы;

1984–1987 – аспирант кафедры общей педагогики МГПИ им. Ленина;

1988 – старший преподаватель кафедры педагогики СГПУ;

1990 – доцент кафедры педагогики СГПУ;

1992 – доцент кафедры дошкольного воспитания СГПУ;

1992-1993 – заведующая кафедрой дошкольного воспитания СГПУ;

1994-1999 – декан факультета дошкольного воспитания СГПУ;

1999-2014 – декан психолого-педагогического факультета СмолГУ;

С 2014 – профессор кафедры педагогики СмолГУ.

2011–2013 – член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при СмолГУ;

2013 – председатель диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при  СмолГУ.

 

Профессиональные интересы: проблемы развития отечественной педагогики конца XIX – начала XX вв., современные проблемы педагогики.

 

Преподаваемые дисциплины: История педагогики и образования, Инклюзивное образование, Методология и методы научного исследования, Ребёнок с особыми потребностями в ДОУ, Введение в специальность.

 

Публикации и исследования 

 

 

Царькова Наталья Анатольевна, лаборант

Образование: 1986 – естественно-географический факультет Брянского ордена «Знак Почёта» государственного педагогического института им. академика И.Г. Петровского, специальность «География»;

Работа в СмолГУ: с 2016 года

 
Жемчужное ожерелье святой РусиЖурнал ИзвестияСистема дистанционного обучения СмолГУМеждународный отделУправлениеУниверсиада 2019Образовательные интернет-ресурсыСоциально-психологический центрСетевая академия CISCOОбразовательный центр AppleРосатомАнтитеррорГранты ПрезидентаОлимпиада школьников СмолГУгосуслугиНаучно-образовательный центрОбщественная приемнаяСтуденческое ТВ СмолГУНТИФестиваль науки
Министерство науки и высшего образованияРособрнадзорРоссийский союз ректоров

214000, г.Смоленск, ул. Пржевальского, 4. Тел.: (4812) 700201, факс: (4812) 383157. E-mail:rectorat@smolgu.ru

Сайт использует файлы cookie. Продолжая просмотр сайта вы соглашаетесь с использованием файлов cookie