Кафедра специальной педагогики и психологии

 

Кафедра готовит учителей-логопедов. Они будут востребованы в области общего образования и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях различных государственных и частных образовательных организаций, социальных структур и учреждений здравоохранения.

Основное научное направление работы кафедры – формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров и магистров логопедического профиля.

На кафедре ежегодно проходят Всероссийские дефектологические чтения «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья».

На традиционной «Неделе логопедии», ежегодно проводимой кафедрой, студенты активно участвуют в таких мероприятиях, как мастер-классы учителей-логопедов высшей категории, логоринги, выставки методической литературы по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, стендовых докладах «Дефектология в лицах», «История логопедии» и др.

Преподаватели кафедры систематически принимают участие в работе по повышению квалификации учителей и логопедов области в рамках сотрудничества со Смоленским областным институтом развития образования. По его поручению преподаватели выезжают в дошкольные и школьные учреждения Смоленска, Велижа, Рославля, Вязьмы, Починка, Ярцева, Гагарина, Сафонова, Духовщины и других районных центров.

Силами преподавателей кафедры на базе факультета дополнительного образования организованы и успешно функционируют курсы профессиональной переподготовки по программам «Логопедия» (с 2009 года), «Обучение и воспитание детей с ЗПР и нарушением интеллекта» (с 2013 года), «Дефектология» (с 2018 года).

 

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

 

Контактные данные

 

Руководитель: Колодовская Елена Анатольевна, заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент

Месторасположение: кабинет 214 учебного корпуса № 3

Телефон: 8 (4812) 700-308

Электронная почта: spetzped@yandex.ru

 

 

Колодовская Елена Анатольевна, заведующая кафедрой

 

Образование, ученые степени и звания:

1983 – факультет начальных классов Смоленского государственного педагогического института, специальность «Педагогика и методика начального обучения»;

1989 – очная целевая аспирантура НИИ Содержания и методов обучения АПН СССР;

1990 – присвоена ученая степень «кандидат педагогических наук»;

1994 – присвоено ученое звание «доцент».

 

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2004 – курсы повышения квалификации (в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург) на базе СГПУ «Дидактика высшей школы: информационные и коммуникационные технологии»;

2008 – курсы повышения квалификации (в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург) на базе СмолГУ «Системные изменения в вузе при переходе на многоуровневую систему обучения»;

2013 – курсы повышения квалификации на базе СмолГУ «Управление персоналом в условиях модернизации высшей школы»;

2017 – курсы профессиональной переподготовки по программе ДПО «Специальное (дефектологическое) образование» с присвоением квалификации «дефектолог» на базе Уральского института повышения квалификации и переподготовки;

2017 – курсы повышения квалификации на базе СмолГУ «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы».

 

Стаж и опыт работы:

1983-1986 – учитель начальных классов средней школы №17 г. Смоленска;

1986-1989 – обучение в целевой аспирантуре НИИ Содержания и методов обучения АПН СССР;

1990 – ассистент, старший преподаватель кафедры педагогики начального обучения;

1994 – доцент кафедры педагогики начального обучения;

2003 – заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии;

 

Профессиональные интересы: формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров и магистров логопедического профиля.

 

Преподаваемые дисциплины: Введение в профессию, Профессиональная этика, Основы семейного воспитания детей с нарушениями речи, Обучение и воспитание детей с ОВЗ, Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями, Методология и методы логопедических исследований, Практикум по этико-деонтологическим основам профессиональной деятельности логопеда, Основы профессиональной деятельности и карьеры дефектолога.

 

Публикации и исследования

 

 

Иванова Наталья Викторовна, доцент кафедры

 

Образование, учёные степени и звания:

1987 – факультет педагогики и методики начального образования СГПИ;

1998 – аспирантура: СГПИ, кафедра педагогики. Тема диссертации: «Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике»;

2002 – кандидат педагогических наук.

 

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2010 – повышение квалификации по программе «Психология: нейропсихологические особенности формирования высших психических функций у детей в процессе школьного обучения»;

2016-2017 – профессиональная переподготовка по программе «Логопедия»;

2018 – повышение квалификации по программе «Логопедический массаж».

 

Стаж и опыт работы:

1987-1989 – учитель начальных классов;

1989-2002 – ассистент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах;

2002-2003 – доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах;

с 2003 – доцент кафедры специальной педагогики и психологии.

 

Профессиональные интересы: диагностика и коррекция специфических расстройств развития школьных навыков; нейропсихология детского возраста; когнитивная лингвистика

 

Преподаваемые дисциплины: Онтогенез речевой деятельности; Логопсихология; Абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ; Методика преподавания русского языка (специальная); Методика развития речи (специальная); Логоритмика; Специфика логопедической работы в учреждениях здравоохранения.

 

Публикации и исследования

 

 

Крылова Елена Викторовна, доцент кафедры

 

Образование, учёные степени и звания: 

1996 – факультет русского языка и литературы Смоленского государственного педагогического института, специальность «Учитель русского языка и литературы»;

2002 – факультет коррекционной педагогики и специальной психологии Московского психолого-социального института, специальность «Учитель-логопед, специальный психолог»;

2008 – аспирантура Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, тема диссертации: «Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования»;

2009 – кандидат педагогических наук;

2012 – присвоено ученое звание доцента.

 

 

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2014 – Смоленский государственный университет.  Программа «Информационные и коммуникационные технологии при дистанционном обучении (Moodle);

2010 – Смоленский гуманитарный университет. Программа «Психология: нейропсихологические особенности формирования высших психических функций у детей в процессе школьного обучения»;

2018 – Московский государственный педагогический университет. Дополнительная профессиональная программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации»;

2018 – Смоленский государственный университет. Дистанционные курсы повышения квалификации «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы».

 

 

Стаж и опыт работы:

1990-1993 – МБОУ «СШ № 31» г. Смоленска, учитель начальных классов;

1995-2004 – СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», учитель начальных классов, учитель-логопед;

С 2004 – сотрудник кафедры специальной педагогики и психологии;

С 2015 – учитель-логопед, учитель-дефектолог ТПМПК.

 

Профессиональные интересы: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ; дифференциальная диагностика отклонений в развитии.

 

Преподаваемые дисциплины: Логопедия, Логопедические практикумы, Современные технологии логопедической помощи лицам с комплексными нарушениями развития, Логопедическая работа с детьми с нарушением интеллектуального развития, Современные технологии в логопедической коррекции, Технологии логопедического массажа.

 

Публикации и исследования

 

 

Меженцева Галина Николаевна, доцент кафедры

 

Образование:

1986 – исторический факультет СГПИ;

1994 – аспирантура МПГУ;

1995 – присвоена ученая степень «кандидат педагогических наук»;

1997 – присвоено ученое звание «доцент».

 

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2005 – курсы повышения квалификации (в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург) на базе СГПУ «Современные педагогические технологии».

2010 – курсы профессиональной переподготовки на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования «Современные тенденции развития теории и практики коррекционной педагогики и специальной психологии» (г. Москва).

2016 – курсы повышения квалификации на базе СмолГУ «Программное обеспечение при обработке научно-исследовательской информации».

2017 – курсы профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия. Коррекционно-восстановительная помощь лицам с расстройствами речевой деятельности». Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы».

2017 – курсы профессиональной переподготовки «Специальный психолог. Коррекционно-развивающая деятельность в многопрофильных организациях для детей с различными нарушениями развития в условиях реализации ФГОС». Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки».

 

Стаж и опыт работы:

1987 – ассистент, старший преподаватель кафедры педагогики начального обучения;

1997 – доцент кафедры педагогики начального обучения.

2003 – доцент кафедры специальной педагогики и психологии.

 

Профессиональные интересы: теория, история, практика специального образования, дифференциальной диагностики нарушений развития, логопедии, специальной психологии.

 

Преподаваемые дисциплины: Специальная педагогика; Сравнительная специальная педагогика; Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями; Современные методы диагностики, коррекции и консультирования лиц с ОВЗ; Дифференциальная диагностика речевых нарушений; Инновационные технологии в специальном образовании; Коррекционно-логопедическая работа с аутичными детьми.

 

Публикации и исследования

 

Якушева Вероника Владимировна, доцент кафедры

 

Образование, учёные степени и звания:

1992 – факультет начальных классов Смоленского государственного педагогического института им. Карла Маркса, специальность «Педагогика и методика начального обучения»;

1998 – дефектологический факультет Московского государственного открытого педагогического университета, специальность «Дефектология» (специализация «Логопедия»);

2008 – аспирантура: МПГУ, специальность «Коррекционная педагогика (логопедия)», тема диссертации «Овладение семантикой вторичных наименований учащимися школы V вида»;

2011 – кандидат педагогических наук.

 

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2000 – курсы повышения квалификации по программе «Заведующие ПМПК, руководители реабилитационных центров, логопеды и дефектологии ПМПК и центров», Академия ПК и ПРО, г. Москва;

2004 – курсы повышения квалификации по программе «Дидактика высшей школы: информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)», ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;

2008 – курсы повышения квалификации по проблеме «Лингвистическая структура дефекта у детей с первичной речевой патологией и пути ее коррекции», ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва;

2013 – курсы повышения квалификации по программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях», ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»;

2017 – курсы повышения квалификации по программе «Подготовка специалистов к работе в экспертных группах», ГАУ ДПО СОИРО (г. Смоленск);

2017 – курсы повышения квалификации по программе «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы», СмолГУ;

2018 – курсы повышения квалификации по программе «Тифлопедагогика. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС», АНО ДПО «ВГАППССС» (г. Волгоград);

2018 – курсы повышения квалификации по программе «Лингвокультурологический дискурс, межкультурная коммуникация, коммуникативные технологии», СмолГУ.

 

Стаж и опыт работы:

1992-1994 – учитель начальных классов средней школы № 2 пос. Бологое-4 Тверской области;

1994-1996 –  учитель начальных классов Областного диагностического центра, г. Смоленск;

1996-2000 –  учитель-логопед Областного диагностического центра, г. Смоленск;

2000-2002 – методист, учитель-логопед Центра диагностики и консультирования, г. Смоленск;

2002-2003 – доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах СмолГУ;

С 2003 –  доцент кафедры специальной педагогики и психологии.

 

Профессиональные интересы: стратегии и механизмы семантизации лексических единиц, нарушения письма и чтения, развитие речи обучающихся с нарушениями зрения, история становления специального образования в регионе.

 

Преподаваемые дисциплины: Логопедия; Логопедические технологии; Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата; Современные проблемы науки и специального дефектологического образования;  Модернизированные системы исследования речи,  ее нарушений; Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Логопедическая        с детьми дошкольного возраста); Логопедическая работа после кохлеарной имплантации; проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для лиц с нарушениями речи; Технологии выявления и преодоления дизорфографии; Инновационные подходы к исследованию и формированию индивидуального лексикона детей с недоразвитием речи.

 

Публикации и исследования

 

 

Курмелева Марина Дмитриевна, лаборант

 

Образование: 2018 – бакалавриат: психолого-педагогический факультет Смоленского государственного университета, специальность «Логопедия».

Работа в СмолГУ: с 2018 года.

 

 
Жемчужное ожерелье святой РусиЖурнал ИзвестияСистема дистанционного обучения СмолГУМеждународный отделУправлениеУниверсиада 2019Образовательные интернет-ресурсыСоциально-психологический центрСетевая академия CISCOОбразовательный центр AppleРосатомАнтитеррорГранты ПрезидентаОлимпиада школьников СмолГУгосуслугиНаучно-образовательный центрОбщественная приемнаяСтуденческое ТВ СмолГУНТИФестиваль науки
Министерство науки и высшего образованияРособрнадзорРоссийский союз ректоров

214000, г.Смоленск, ул. Пржевальского, 4. Тел.: (4812) 700201, факс: (4812) 383157. E-mail:rectorat@smolgu.ru

Сайт использует файлы cookie. Продолжая просмотр сайта вы соглашаетесь с использованием файлов cookie